20:24 Гемиолика | |
[править | править вики-текст]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии Гемио́лика (от др.-греч. ἡμιόλιος — полуторный) в музыке — интервальный род, содержащий интервал полуторатона (trihemitonium), или полудитона (semiditonus), или увеличенной секунды. Термин введён Холоповым во избежание спутывания этого интервального рода с хроматикой в её послеантичном европейском понимании. Содержание[скрыть]Краткая характеристика[править | править вики-текст]Ладовые звукоряды с увеличенной секундой (или двумя увеличенными секундами) типичны для традиционной венгерской (т.наз. «цыганская гамма»), болгарской, испанской и арабской музыки, гармонического минора и гармонического мажора, традиционной музыки в странах Востока, народов Закарпатья и т. д. Звукоряды гемиольных модальных ладов не есть простое хроматическое усложнение диатоники (неправильно в отношении такой системы употреблять термин «условная диатоника»). К таким ладам вообще неприменимо понятие альтерации, так как это лады натуральные по своей сути, то есть каждая ступень гемиольного звукоряда обладает автономной модальной функцией. Гемиолику часто использовали русские композиторы XIX века для «ориентального колорита», например, Римский-Корсаков в «Сече при Керженце» (гемиольная интерпретация диатонической «Песни про татарский полон»), Балакирев в романсе «Не пой, красавица, при мне» и мн. др. Разновидность гемиольного модального лада — доминантовый, или андалусийский лад, в основе которого лежит октавный звукоряд с двумя полуторатонами, например, d-es-fis-g-a-b-cis'-d'. Примеры использования: Бизе. Кармен. Антракт к IV акту; Рахманинов. Третий фортепианный концерт, II часть. См. также[править | править вики-текст]Литература[править | править вики-текст]
Ссылки[править | править вики-текст] | |
|
Всего комментариев: 0 | |